Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Образовательная технология, ЭОР и т.п. |
Обоснование выбора |
Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) |
Результат (методическая и практическая направленность использования) |
ИКТ |
Использование возможностей ИКТ способствует: повышению мотивации к учению, повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно-образного, информационного мышления, развитию навыков самообразования и самоконтроля, повышению активности и инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения. Использование ИКТ на уроках помогает не только обучающимся усвоить материал, но и учителю творчески развиваться. Простота использования интерактивной доски побуждает желание идти к доске и работать, повышается интерес к учебе. Теперь представить современный урок без ИКТ и ЭОР очень сложно. |
Тип урока: Все типы уроков Этап изучения темы: На всех этапах изучения темы Этап урока: ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
Как сопровождение объяснения учителя (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты) Для контроля обучающихся (тесты, викторины). Вид деятельности: учитель-ученик, ученик-ученик Действия учителя: организует работу, выступая в роли консультанта, корректора, контролёра. Действия ученика: обучающиеся определяют недостатки и положительные стороны своей деятельности, анализируют, мысленно представляют возможные результаты изменений в своих действиях, самостоятельно оценивают выполнение заданий.При выполнении домашних заданий ребята не только готовят дополнительные материалы по теме, но и готовят небольшие презентации. |
|
Проблемное обучение |
Главная задача - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение материала, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
|
Периодичность: Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Тип урока: урок открытия новых знаний Этап урока: Постановка проблемы Вид деятельности: учитель-ученик, ученик-ученик Действия учителя: организует самостоятельную деятельность учащихся Действия ученика: В максимальной степени самостоятельны, несут ответственность за результаты собственного учения Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. |
Использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Ребята активно участвуют в предметных олимпиадах, занимают призовые места. |
Игровые технологии |
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха. |
Периодичность: Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности Тип урока: Уроки-путешествия, уроки-конкурсы. Этап изучения темы: На всех этапах изучения темы - Актуализация знаний, закрепление , контроль и проверка знаний, физминутки Вид деятельности: учитель-ученик, ученик-ученик Действия учителя: организует работу. Действия ученика: Включаются в игровую ситуацию, работают в команде |
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности, а
|
Здоровьесберегающие технологии |
Сохранение укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Использование здоровьесберегающих технологий в обучении помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг. |
Периодичность: Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности Тип урока: Все типы уроков Этап изучения темы: На всех этапах изучения темы - на этапе актуализации знаний; на этапе объяснения нового материала; на этапе закрепления; на этапе повторения; во время самостоятельной работы с самопроверкой. Вид деятельности: учитель-ученик, ученик-ученик Действия учителя: организует работу, выступая в роли консультанта, корректора, контролёра. Действия ученика: включаются в работу. Со временем ребята сами находят и проводят интересные разминки во время уроков. На уроках я провожу: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для укрепления позвоночника, кабинет перед занятием проветривается, соблюдаются требования СанПина по установке парт, проводятся короткие беседы о здоровье. в коллективе поддерживается доброжелательная атмосфера. |
Во время урока равномерно распределяются различные виды заданий:
|
Электронные образовательные ресурсы |
В условиях работы по обновленному ФГОС урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса. Перед учителями ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:
В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и ЭОР. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Ресурсы, которыми пользуюсь: http://interneturok.ru/, http://festival.1september.ru/, http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), http://pedsovet.org/, http://www.openclass.ru/, http://nsportal.ru, http://www.uchportal.ru, http://multiurok.ru, http://infourok.ru/, preemstvennost.ru, portalpedagoga.ru, videouroki.net |
ЭОРы применяю на различных этапах уроков истории, обществознания, права. Применение интерактивных модулей очень удобно тем, что дети могут проверять свои знания сами, сразу могут получать оценку. ЭОР имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников. Особенно существенное значение имеет применение ЭОР для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
|
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет более эффективно проводить уроки. Результаты использования ЭОР:
|
Классификация интерактивных приёмов методов в собственной педагогической практике
Цель |
Интерактивные методы обучения |
Образовательная область |
||
|
История |
Обществознание |
Право |
|
«Незаконченное предложение» |
+ |
+ |
+ |
|
«Хронолет» |
+ |
+ |
+ |
|
«Лови ошибку» |
+ |
+ |
+ |
|
«Составление кластера» |
+ |
+ |
+ |
|
«Да-нет-ка» |
+ |
+ |
+ |
|
«Толстые» и «тонкие» вопросы |
+ |
+ |
+ |
|
«Мозговой штурм» |
|
+ |
|
|
«Создай паспорт» |
+ |
+ |
+ |
|
«Синквейн» |
+ |
+ |
+ |