"Жизнь учит только тех, кто ее изучает"

В.Ключевский

 

 

 Большая перемена

 

сайт учителя истории и обществознания

Стрижак Юлии Анатольевны

Сам себе психолог

Как стать успешным, обрести друзей, справиться с конфликтной ситуацией, решать проблемы и др. 

Я сам - целый мир

Я сам – целый мир
Эта статья адресована, в первую очередь, школьникам старшего возраста,  которые задумываются над вопросами о смысле и ценностях жизни, кто пытается разобраться в сути понятий «счастье», «успех» и «успешность», «самопознание», «саморазвитие» и «самореализация», перед которыми стоит проблема личностного и профессионального самоопределения. Надеемся, что эта статья будет полезна и учителям, и родителям, и студентам.

Проблемы, которые здесь затрагиваются, можно обсуждать как на классном часе, так и на родительском собрании. А суть статьи-размышления сводится к тому, чтобы нацелить молодое поколение насамопознание и саморазвитие, вооружить инструментами, которые позволят объективно оценивать себя в  изменяющемся мире, помогут раскрыть собственные способности и возможности для личностного, а в дальнейшем и профессионального самоопределения. Даже взрослому человеку очень часто бывает непросто осуществить выбор, найти оптимальный вариант решения проблемы, дать адекватную оценку окружающей действительности. А что говорить о школьнике или новоиспеченном выпускнике школы! Многое им еще предстоит узнать и сделать, чтобы найти в жизни свое место, достойное Человека, стать счастливыми и успешными.
Конечно же, понятия «успешный человек» и «счастливый человек» не являются тождественными. Вы можете привести сотню примеров, когда счастливый человек не является успешным, а успешный – счастливым. Но есть люди, которые считают себя (и таковыми выглядят) и успешными, и счастливыми. И им улыбается удача. А почему! А потому, что они всегда используют свой шанс. По мнению американского ученого Джеймса Фрэнка Доуби, удача – это постоянная готовность использовать шанс. Надо быть все время начеку, чтобы вовремя среагировать и не упустить этот шанс.
Успешны в жизни и счастливы те люди, кто умеет жить полной жизнью, кто может себя реализовать, «самовыразиться», кто умеет найти применение своим «недюжинным» способностям. Это, как правило, люди, умеющие себя принимать такими, какими являются на самом деле, с позитивным мышлением и знающие, чего хотят от жизни. Это люди, всегда готовые к самопознанию и саморазвитию.
Древние мудрецы говорили: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир», а Цицерон напутствовал: «Чаще заглядывай в самого себя». Самопознание, т.е. процесс познания себя, своих возможностей, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих мотивов, притязаний и т.п. – это основа, механизм саморазвития и самореализации.
Самопознание – одна из самых сложных и самых субъективно важных задач, и полученное о себе знание порой может изменить субъекта настолько, что он станет иным, не таким как прежде. Внутренний мир каждого человека – это неисчерпаемая вселенная, но многие проживают жизнь, так и не исследуя ее. Непростой процесс самопознания требует от человека определенных усилий. Для истинного самопознания человек должен развить свои познавательные способности(внимание, восприятие, память, мышление, воображение),вооружиться способами и средствами самопознания. Самопознание немыслимо без осознания себя как личности, без самонаблюдения, всестороннего самоанализа и самооценки, без принятия себя. Самопринятие является важнейшим этапом самопознания, отправной точкой для саморазвития, самосовершенствования. Самопринятие выражено в признании своего права на существование, в доверии и уважении к себе, в удовлетворении результатами своей жизнедеятельности. Самопринятие основано на относительно объективной оценке собственных возможностей, интересов, способностей, достоинств, недостатков и т.п. Именно объективной оценке, а заниженная самооценка, самоедство, чрезмерные претензии к собственной персоне затрудняют самопринятие, лишают возможности радоваться жизни, делают из человека пессимиста. Вряд ли такой набор составляет портрет успешного человека, счастливого человека.
Приведем некоторые известные приемы, благодаря которым человек начинает ценить себя и уважительно к себе относиться.
Вот такой прием: необходимо составить для себя правила (список прав), отстаивающие интересы собственной личности, и постоянно следовать им. Например.
Я имею право ошибаться.
Я имею право на собственную точку зрения и даже могу менять ее, когда посчитаю нужным.
Я имею право сказать "нет" всему, к чему я не готов, к чему «не лежит» душа, что для меня опасно.
Я имею право на проявление моих чувств.
Я имею право заботиться о себе, какими бы не были окружающие обстоятельства.
Я имею право никак не объяснять и не оправдывать свое поведение.
Я имею право делать выбор.
Я имею право прекратить беседу, когда захочу и т.п. (список можно продолжать и продолжать).
Или такой прием: перед зеркалом говорить себе комплименты, искренно восхищаться собой, отмечая какие-либо достоинства.
Огромное значение в самопринятии и процессе самопознания имеет такое понятие, как вера в себя. Тот, кто не верит в себя, не может себя принять и уважительно к себе относиться. Верить в себя - это значит отдавать себе отчет в существовании собственного "я", считать неизменной суть собственной личности независимо от определенных изменений в своих чувствах, убеждениях и мнениях, вопреки различным обстоятельствам. Верить в себя - быть верным себе, быть уверенным в себе, верить в свои силы, свою правоту, свою интуицию. Если у человека нет веры в себя, в свои способности, возможности..., он становится зависим от других людей, чье одобрение или порицание оказывает серьезное влияние на его самооценку, а порой и психическое здоровье. Только тот человек, у кого есть вера в себя, способен верить в других. Почему так происходит? Потому что этот человек уверен, что тот, в кого он верит, в будущем будет таким же, каким является и сегодня, а следовательно, будет чувствовать и действовать так же, как и теперь. 
Человек, не имеющий веры в себя, подвержен влиянию окружающих людей, обстоятельств. Такой человек лишен своей индивидуальности. Потому что «влиять на другого человека – это значит передать ему свою душу. Он начнёт думать не своими мыслями, пылать не своими страстями. И добродетели у него будут не свои, и грехи, - если предположить, что таковые вообще существуют, - будут заимствованные. Он станет отголоском чужой мелодии, актёром, выступающим в роли, которая не для него написана. Цель жизни – самовыражение» (Оскар Уайлд. Портрет Дориана Грея).
Как научиться верить в себя? Способов немало и они описаны на страницах нашего сайта в очень многих статьях, например: Философский подход, Я обязательно смогу!, Буду умнее, А все-таки есть выход!, Знаю – значит вооружен!
В работе над собой вам обязательно поможет самопознание. Выберете время и подходящие условия, чтобы остаться один на один с самим собой, любимым. Постарайтесь сосредоточиться и припомните ситуации, когда вы имели успех, были по достоинству оценены, признаны; может быть, в чем-то были первым, лучшим. Такие ситуации обязательно всплывут. Если нет – плохо старались. Действуйте по принципу: пробуй, а если не получится – пробуй еще. Вы обязательно вспомните, а впредь возвращайтесь к этим ситуациям и мысленно их проживайте. Далее. «Погрузитесь» в себя и «просмотрите» свои способности и возможности, отвечая себе поочередно на вопросы: «Что у меня получается хорошо?», «А что лучше, чем у других?», «Чего я хочу?». Можно после всестороннего анализа своих интересов и склонностей выписать их на листочек, поставить перед собой цель – преуспеть в чем-то конкретном – и наметить план действий. Результат не заставит себя долго ждать. Не верите – проверьте. Помните наш принцип: пробуй, а если не получится – пробуй еще.
И всегда «прислушивайтесь» к себе, своей интуиции. Верьте своему сердцу. Задавайте себе самые разные вопросы и смело отвечайте на них, представляя себя целой Вселенной. Верьте, что вы найдете именно в себе ответы на интересующие вас вопросы. Экспериментируйте, и это обязательно получится. 
Вот что по этому поводу писал Л.Н.Толстой в публицистическом очерке «Верьте себе» 1907 года: «Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такое, зачем живу я и зачем живут все окружающие меня люди? и главный, самый волнительный вопрос, так ли живу я и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут несогласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут несогласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас. Не бойтесь этого разногласия; напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всем окружающим выразилось самое лучшее, что есть в вас, - то божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования. Верьте тогда не себе, известной личности, - Ване, Пете, Лизе, Маше, сыну, дочери царя, министра или рабочего, купца или крестьянина, а себе, тому вечному, разумному и благому началу, которое живет в каждом из нас и которое в первый раз пробудилось в вас и задало вам эти важнейшие в мире вопросы и ищет и требует их разрешения. Не верьте тогда людям, которые с снисходительной улыбкой скажут вам, что и они когда-то искали ответов на эти вопросы, но не нашли, потому что нельзя найти иных, кроме тех, которые приняты всеми...». 

 http://zanimatika.ru/sam-sebe-psiholog/ya-sam-tselyiy-mir.html

Отношение к человеку

Как научиться человеческому общению?


Отношение окружающих людей к нам зависит от многих причин. Во-первых, от нашего характера. Во-вторых, от того, что знают о нас окружающие. В-третьих, от того, как мы сами относимся к людям. В-четвертых, от степени нашей открытости и искренности по отношению к окружающим. В-пятых, от многих-многих других причин.
Если причина недоброжелательного отношения — ваш характер, постарайтесь изменить его. Это сложно, особенно если учесть, что над проблемой взаимоотношений с людьми мы задумываемся в возрасте не менее 15—16 лет, т.е. когда трудно что-либо переделать. Поэтому не исключается и другой вариант поведения: принять все как должное и настроиться, что со временем вы постараетесь изменить свой характер в лучшую сторону. 
А пока разберитесь в себе и признайте свои недостатки. Людей, у которых не было бы недостатков характера, в жизни не существует, если вы открыто признаете свои недостатки, это оправдает и простит многое в вашем характере.
Как правило, знания окружающих людей о том или ином человеке могут быть достаточными и недостаточными, правильными и неправильными, разносторонними и односторонними.
Отношение к человеку не может быть ни исключительно положительным, ни полностью отрицательным, так как лишь идеальный человек может заслужить односторонне положительное отношение к себе, а законченный негодяй — отрицательное. Ни тех, ни других в жизни не существует.
Внутренние и внешние отношения к людям нередко совпадают. Однако нередки случаи, когда можно заметить расхождение. Добрый в душе человек внешне может казаться безразличным, равнодушным, сухим и даже недобрым. Злой и завистливый, напротив, будучи скрытным и лицемерным, внешне может демонстрировать вполне доброжелательное отношение к людям.
Следует помнить, что показная доброжелательность, внешняя обходительность, искусная игра, лицемерие и неискренность почти всегда свидетельствуют о недобром отношении к человеку.
Недобрыми могут казаться замкнутые люди, которые просто стесняются открыто демонстрировать свою доброту, опасаясь быть неправильно понятыми или осмеянными.
Полностью скрыть от наблюдательного человека внутреннее отношение к нему практически невозможно. Многие чувствуют скрытое отношение к себе со стороны других, хотя и не могут сказать, каким образом это им удается делать.
Способность правильно воспринимать и оценивать людей не является врожденной. Она развивается в течение всей жизни и зависит от уровня общего интеллектуального развития человека, от имеющихся знаний и опыта, от профессии. Установлено, например, что люди, которые по роду своей профессиональной работы много общаются и должны хорошо понимать окружающих (врачи, психологи, актеры, политики, коммерсанты и т.д.), обладают более развитыми способностями правильного восприятия и оценки людей. 
Соответствующий жизненный опыт может приобрести каждый человек, интенсивно общаясь с разными людьми и всякий раз ставя перед собой задачу научиться их понимать.
Всегда выигрывает тот, кто в общении руководствуется "Законом взаимности человеческих отношений". Он прост: если мы хотим, чтобы окружающие хорошо относились к нам, мы должны прежде всего сами научиться по-доброму относиться к людям. 
Стоит попробовать? Успехов!

 (http://zanimatika.ru/sam-sebe-psiholog/otnoshenie-k-cheloveku.html

Непростая задача

Как повлиять на отношение к себе окружающих?


Изменить отношение к себе окружающих можно разными способами. Первый и главный — обратить внимание на себя и попытаться исправить в себе то, что может вызывать отрицательное отношение. Чаще всего, к сожалению, мы не полностью понимаем и недостаточно хорошо осознаём своё поведение. Поэтому для начала необходимо научиться правильно воспринимать и хорошо понимать самого себя.
Неплохим вспомогательным средством для этого служат различные аудио- и видеозаписи самого себя. Нередко, слушая свой голос, записанный на магнитофон, или просматривая видеозапись собственного поведения, мы всё лучше осознаём, как выглядим на самом деле и воспринимаемся со стороны. Как правило, то, что нам нравится или не нравится, также, соответственно, нравится или не нравится другим людям.
Второй шаг — попытаться изменить свое поведение таким образом, чтобы оно стало вызывать положительные реакции со стороны окружающих людей. Условно этот этап можно назвать экспериментированием над собой, над своим поведением. Человек вполне сознательно пробует вести себя по-разному, одновременно наблюдая за тем, какие реакции вызывает его поведение. При этом важно обеспечить объективную и разностороннюю обратную связь, т.е. систематическое получение достаточно полной и достоверной информации о том, как на самом деле мы воспринимаемся и выглядим со стороны.
Третий шаг состоит в выборе и закреплении новых форм поведения, получивших наиболее благоприятный отклик со стороны, превращении их в привычные. Для этого необходимо в течение достаточно длительного времени, например полугода, внимательно следить за собой, контролируя своё поведение и не позволяя старым привычкам возобладать над вновь приобретёнными, более полезными формами поведения.
Необходимо научиться правильно оценивать отношение к себе окружающих. Есть несколько способов:
- некоторое время понаблюдать за поведением какого-либо человека и сделать вывод о том, как он к вам относится;
- внимательно вслушаться в высказывания другого человека и по ним судить о его отношении к вам;
- поинтересоваться у других людей, как он отзывается о вас.
В первом случае объектом наблюдения должны стать эмоции, движения глаз, рук, положение головы и тела. Человек, который к вам хорошо относится, будет во время разговора стараться смотреть вам в глаза, держать свои руки ближе к вам открытыми ладонями. Если же он прячет руки за спину, обращая ладони к себе или сжимая их в кулаки, он, по-видимому, не вполне по-доброму относится к вам.
Голова, повернутая лицом к собеседнику и несколько наклоненная в его сторону, говорит о расположении к вам собеседника. Человек, не вполне доверяющий вам, чаще отворачивается в сторону, откидывает голову назад, приподнимает подбородок.
Объектом внимательного наблюдения и психологического анализа должна быть обращенная к вам речь, а также словесная реакция на ваши собственные высказывания. Если человек внимательно и терпеливо, с явным удовольствием слушает вас, если он, кроме того, достаточно быстро, живо и эмоционально-положительно реагирует на то, что вы говорите, то можно почти наверняка сделать вывод о том, что он хорошо относится к вам.
Если же вас слушают невнимательно, нетерпеливо, перебивая, не дослушав до конца, без явного удовольствия и отвечают невпопад; если, кроме того, речевые реакции вашего собеседника искусственно замедлены, невыразительны, это скорее всего свидетельствует о его отрицательном или же безразличном отношении к вам.
Терпение, наблюдательность и осмысление происходящего приведут вас к желаемому результату.

http://zanimatika.ru/sam-sebe-psiholog/neprostaya-zadacha.html

материалы сайта "Занимательная педагогика" -   http://zanimatika.ru/sam-sebe-psiholog/index.php

  • Обо мне
  • к Аттестации
    • Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
    • Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
    • Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей
    • Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей
      • Участие в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации
      • Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
    • Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования
      • Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
      • Транслирование опыта практических результатов  профессиональной деятельности в межаттестационный период
      • Поощрения за профессиональную деятельность
      • Повышение профессиональной компетенции
    • Научная и учебно-методическая деятельность
      • Работа в предметных комиссиях
      • Участие в конкурсах, в т.ч. в качестве наставника (куратора)
    • Внеурочная деятельность/Дополнительное образование
  • В портфолио
    • Творческий отчет
    • К педсовету
    • Материалы для методических объединений
    • Мои достижения
      • Грамоты, свидетельства, сертификаты
      • Участие в конкурсном движении
  • Краеведение
    • Поэтическая страничка
    • Презентации к урокам
    • Рисунки детей
  • История
    • Презентации к урокам
  • Обществознание
    • Презентации к урокам
  • Работа с одаренными детьми
    • Организация работы
    • Работы учеников
  • Для родителей
    • Памятки для родителей
    • Советы психолога
      • Психотерапия неуспеваемости
      • Ребенок в школе и дома
      • Как научить ребенка владеть собой
      • Темперамент вашего ребенка
      • Тревожные дети
      • Осторожно! Послушный ребенок
      • Гиперактивный ребенок
      • Застенчивые дети
      • Ошибки семейного воспитания
    • Как определить способности ребенка
    • Все дети талантливы
    • Занимательная педагогика
  • Для учащихся
    • Памятки для учащихся
      • Безопасность - это важно!
      • Как написать хорошее исследование
      • Делаем презентацию
      • Учись учиться
      • Памятки
    • Сам себе педагог
    • Сам себе психолог
      • Познай себя
      • Какой цвет ты выбираешь?
  • Классное руководство
    • Презентации к классным часам
    • Презентации к родительским собраниям
      • Ко Дню матери
    • Презентации для детей к различным конкурсам, мероприятиям
      • к конкурсу "Мисс Очарование"
      • Для конкурса "Минута славы"
    • Воспитательная работа
      • План воспитательной работы 8-9 классы
      • Программа воспитательной работы
    • Памятки классному руководителю
  • Мой класс
    • Участие во внеурочной деятельности
    • Фотогалерея
  • Школа успешного учителя
    • Деловой имидж педагога
    • Коммуникативная компетентность учителя
    • Методическая компетенция учителя
      • Проектная деятельность
      • Игровые педагогические технологии
      • Мозговой штурм
      • Технология модульного обучения
      • Социальный проект
    • ИКТ-компетентность учителя
    • Правила успешного оратора
      • Ораторское искусство
    • Технология проведения мастер-класса
  • Наследники победы
    • Наследники победы-2015
    • Наследники победы-2014
    • Наследники победы-2013
  • Полезные ссылки
    • Нормативные документы
    • История Отечества
    • Всеобщая история
    • Обществознание
    • Видео
      • видео по истории Отечества
    • Краеведение
    • Электронные словари, энциклопедии, библиотеки
    • Поддержка ЕГЭ
    • Игры на уроках истории
  • Поиск
  • Гостевая страничка
  • Обо мне
  • к Аттестации
    • Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
    • Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
    • Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей
    • Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей
      • Участие в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации
      • Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
    • Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования
      • Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
      • Транслирование опыта практических результатов  профессиональной деятельности в межаттестационный период
      • Поощрения за профессиональную деятельность
      • Повышение профессиональной компетенции
    • Научная и учебно-методическая деятельность
      • Работа в предметных комиссиях
      • Участие в конкурсах, в т.ч. в качестве наставника (куратора)
    • Внеурочная деятельность/Дополнительное образование
  • В портфолио
    • Творческий отчет
    • К педсовету
    • Материалы для методических объединений
    • Мои достижения
      • Грамоты, свидетельства, сертификаты
      • Участие в конкурсном движении
  • Краеведение
    • Поэтическая страничка
    • Презентации к урокам
    • Рисунки детей
  • История
    • Презентации к урокам
  • Обществознание
    • Презентации к урокам
  • Работа с одаренными детьми
    • Организация работы
    • Работы учеников
  • Для родителей
    • Памятки для родителей
    • Советы психолога
      • Психотерапия неуспеваемости
      • Ребенок в школе и дома
      • Как научить ребенка владеть собой
      • Темперамент вашего ребенка
      • Тревожные дети
      • Осторожно! Послушный ребенок
      • Гиперактивный ребенок
      • Застенчивые дети
      • Ошибки семейного воспитания
    • Как определить способности ребенка
    • Все дети талантливы
    • Занимательная педагогика
  • Для учащихся
    • Памятки для учащихся
      • Безопасность - это важно!
      • Как написать хорошее исследование
      • Делаем презентацию
      • Учись учиться
      • Памятки
    • Сам себе педагог
    • Сам себе психолог
      • Познай себя
      • Какой цвет ты выбираешь?
  • Классное руководство
    • Презентации к классным часам
    • Презентации к родительским собраниям
      • Ко Дню матери
    • Презентации для детей к различным конкурсам, мероприятиям
      • к конкурсу "Мисс Очарование"
      • Для конкурса "Минута славы"
    • Воспитательная работа
      • План воспитательной работы 8-9 классы
      • Программа воспитательной работы
    • Памятки классному руководителю
  • Мой класс
    • Участие во внеурочной деятельности
    • Фотогалерея
  • Школа успешного учителя
    • Деловой имидж педагога
    • Коммуникативная компетентность учителя
    • Методическая компетенция учителя
      • Проектная деятельность
      • Игровые педагогические технологии
      • Мозговой штурм
      • Технология модульного обучения
      • Социальный проект
    • ИКТ-компетентность учителя
    • Правила успешного оратора
      • Ораторское искусство
    • Технология проведения мастер-класса
  • Наследники победы
    • Наследники победы-2015
    • Наследники победы-2014
    • Наследники победы-2013
  • Полезные ссылки
    • Нормативные документы
    • История Отечества
    • Всеобщая история
    • Обществознание
    • Видео
      • видео по истории Отечества
    • Краеведение
    • Электронные словари, энциклопедии, библиотеки
    • Поддержка ЕГЭ
    • Игры на уроках истории
  • Поиск
  • Гостевая страничка
Учащимся МОЯ ШКОЛА  
flexsmm.com
© strizhak-yuliya.ru