Сам себе педагог
Как можно учиться с удовольствием, как помочь себе подтянуться в учебе, как заняться самообучением.
В поиске противоречий
Чтобы сегодня хорошо ориентироваться в нашем сложном мире, быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в нем, осознанно и критически воспринимать реальность, эффективно решать проблемы, быть готовым к любым нестандартным ситуациям, необходимо постоянно совершенствовать свои мыслительные способности, развивать творческий потенциал. Каким же образом?
Хорошо к современным условиям жизни адаптируется тот человек, кто умеет ставить задачи и с максимальной эффективностью их решать, кто не останавливается в своем развитии, а гармонично «вливается» в будущее, успешно перестраиваясь в соответствии с его требованиями. Многие мыслительные способности приходится развивать современному человеку для успешного «функционирования» в этом мире. В первую очередь стоит воспитать смелость мысли, уверенность в своих силах, научиться выявлять, анализировать и решать самые разные противоречия, генерировать новые нестандартные идеи.
Наиболее благоприятное время для развития таких способностей – школьный период человека, во время которого он овладевает сначала простыми мыслительными операциями, а затем сложными (построение собственных дедуктивных и индуктивных рассуждений, самостоятельное выдвижение гипотез и проверка их следствий, выявление, анализ и решение противоречий и т.п.).
Умение выявлять, анализировать и решать противоречия позволяет человеку осознанно и критически воспринимать окружающую действительность, последовательно и грамотно строить умозаключения, ответственно относиться к выводам, собственным высказываниям и поступкам, анализировать собственные и чужие ошибки, эффективно решать проблемные ситуации.
По мнению немецкого философа Гегеля «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения». Поэтому стоит воспитать потребность и даже «спортивный азарт» в поиске противоречий, научиться их анализировать и решать. А для этого можно воспользоваться диалектическим методом Сократа, основанным на законах диалектической логики и направленным на обнаружение истины путем установления противоречий в диалоге посредством правильно подобранных вопросов. Можно также выявлять и анализировать закономерности явлений, выработать нестандартное, раскрепощенное, критическое мышление посредством «выхода в другое измерение», «за рамки» (об этом рассказывалось на страницах нашего сайта в статьях Другое измерение, В ногу со временем, Используй или потеряешь и многих других).
Прежде всего необходимо уяснить, что же такое противоречие. Большая Советская Энциклопедия трактует это понятие как «взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания».
Умение решать противоречия считается, например, конечным итогом работы по развитию творческого мышления, который возможен в результате выработки следующих умений:
- обнаруживать и объяснять закономерности процессов, явлений;
- устанавливать причинно-следственные связи событий;
- осуществлять поисково-исследовательскую деятельность;
- выявлять, оценивать и анализировать проблемы (проблемные ситуации) в объектах и явлениях окружающего мира;
- выявлять и четко формулировать противоречия;
- оценивать и анализировать противоречия;
- выбирать оптимальное решение противоречия и прогнозировать его исход.
Генрихом Сауловичем Альтшуллером (Генрих Альтов), изобретателем, писателем, автором теории решения изобретательских задач, теории развития технических систем и теории развития творческой личности разработан алгоритм решения противоречий, основу которого составляет процесс установления взаимоисключающих условий и оперирование противоположностями.
Научиться видеть, понимать, решать противоречия - это значит научиться думать и придумывать, нестандартно мыслить и творить. Творчество – это, в отличие от формально-логических, создание новых диалектических средств. Развитие способностей выявлять, анализировать и решать противоречия осуществляется на основе воспитания таких качеств личности как наблюдательность, внимательность, вдумчивость, осторожность и др., таких свойств мышления как критичность, гибкость, диалектичность, нестандартность, последовательность и др., развития таких мыслительных операций и форм мышления как анализа, сравнения, систематизации, умозаключения и др.
Очень верное средство воспитания и развития всех этих составляющих – объяснение логических парадоксов и установление в них диалектического противоречия; решение софизмов; выявление в некоторых задачах «с подвохом» противоречия, которое связано с пересечением множеств, и т.п.
О логических парадоксах, размышление над которыми является одним из лучших испытаний наших логических способностей и одним из наиболее эффективных средств тренировки логического мышления, в статье Очень странная история на страницах нашего сайта уже говорилось. Если вы готовы поломать голову над логическими парадоксами, требующими проникновения в суть стоящих за ними проблем, максимальной сосредоточенности и напряженного вдумывания в несколько, казалось бы, простых утверждений, подумайте еще и над этим, наиболее известным и, пожалуй, самым интересным из всех логических парадоксов – парадоксом лжеца. Иногда его называют «королем логических парадоксов». Он был изобретен еще в Древней Греции. В простейшем варианте этого парадокса человек произносит всего одну фразу: «Я лгу». Можно ли определить, истинно или ложно это суждение?
А теперь поговорим о софизмах, придуманных еще Древними греками. Под софизмом принято понимать ложное умозаключение, которое на первый взгляд кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Древние софисты изобрели эффективный инструмент фальсификации, при помощи которого путем хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде, успешно вводили оппонентов, собеседников или слушателей в заблуждение.
Многие софизмы называют парадоксами, например, такой как софизм «Куча». Суть его в следующем. Одно зерно – не куча. Два зерна – не куча. Три зерна – не куча. Если n зёрен не куча, то n + 1 зерно – тоже не куча. Следовательно, любое число зёрен – не куча. Можно ли разрешить это противоречие?
Софизм 2 = 3. *– знак умножения
Возьмем 4 : 2 = 6 : 3, т.к. 2 = 2. Итак, 4 : 2 = 6 : 3 ( 2 и 3 выносим за скобки), получается:
2 * (2 : 1) = 3 * (2 : 1), следовательно, 2 * 2 = 3 * 2 (обе части делим на 2).
Получается : 2 * 1 = 3 * 1, т.е. 2 = 3, что и требовалось доказать.
Ошибка допущена в вынесении общего множителя за скобки в обеих частях равенства.
Здесь не распределительный закон умножения:
ab ± ac = a (b ± c)
А теперь поразмышляйте над такой ситуацией.
Нерадивый ученик пятого класса Вася Прогульщиков пропустил по неуважительной причине не один день и даже не одну неделю. Чтобы указать Васе на недопустимость такого поведения, его посетил классный руководитель и задал вполне естественный в такой ситуации вопрос : "Доколе?".
Пятиклассник Прогульщиков не растерялся и сообщил доверчивому учителю следующее:
– Судите сами, мой организм требует 8 часов сна каждый день. Легко подсчитать, что это составит чуть меньше 122 дней за год. Поскольку у нас пятидневка, отбросим выходные дни, что составит еще 104 дня за год. Летом школа отдыхает от нас целых два месяца, а это еще 60 дней. Питаюсь я по совету врачей, не спеша и тщательно пережевывая пищу. При этом каждый завтрак, обед и ужин занимают у меня по часу. Посчитайте, и вы получите 45 дней в году. Гулять, дышать свежим воздухом и культурно расти мне необходимо не менее 2 часов в день. В результате набегает целый месяц.
– А теперь сложите все эти числа. и вы получите 361 день. А оставшиеся 4 дня я проболел. Выходит, что времени на школу совсем не остается.
Озадаченному учителю ничего не оставалось, как удалиться, пожелав Васе скорейшего выздоровления.
А вы бы как поступили? Успехов!
http://zanimatika.ru/sam-sebe-pedagog/v-poiske-protivorechiy.html
Необычные вопросы
Как научиться понимать и усваивать смысл текста, в частности, условие задачи?
Этому, по мнению многих ученых, можно научиться.
Понимание – один из самых важных процессов в нашей жизни. От того, как мы понимаем различные явления, события, зависит то, как мы начинаем действовать, какие эмоции переживаем, как у нас складывается общение с другими людьми, какая картина мира у нас формируется.
Способность понимания связана, прежде всего, с тем, что у человека во время восприятия появляется в мышлении, какие образы формируются и как он ими оперирует.
Когда мы говорим, что человек способен хорошо понимать, мы имеем в виду, в первую очередь, его способность хорошо ориентироваться в любой обстановке, сложных текстах, диалогах и т.п., способность осмысленно повторить, прочувствовать, уяснить все то, что он воспринимает.
Существует метод, который «безотказно работает» не только при решении задач и в учении в целом, но и в любых жизненных ситуациях.
Чтобы узнать, насколько хорошо поняты проблема, ситуация, текст, условие задачи и т.п., надо задать себе множество вопросов, даже тех, которые выходят за рамки условия (в широком смысле этого слова).
Достаточно ли для полного понимания, например, условия этой задачи просто внимательно прочитать ее текст?
В сказочном лесу было 10 волшебных колодцев с отравленной водой. Все пронумерованы. Выпьешь — умрешь через час. Только хитра была в них вода — и смертельна, и могла лечить. Если выпьешь воду из лесного колодца — надо бежать к лесному колодцу с большим порядковым номером и пить из него, тогда они обе нейтрализуются.
Вот лишь воду из десятого колодца запивать было нечем, не было большего номера. В лесу все жители могли брать воду из колодцев 1-9, а Змей Горыныч мог брать воду из колодцев 1-10.
Наступил как-то Иван-Дурак на ногу Змею Горынычу. Рассердился Змей Горыныч, вызвал Ивана на дуэль. А дуэль простая: каждый приносит по стакану воды и дает выпить противнику.
Змей Горыныч знал, что противоядия от воды из десятого колодца нет. Думал, что выиграет дуэль: и отраву даст, и защититься сумеет.
Только выиграл-то дуэль не Змей Горыныч, а Иван-Дурак. Как это случилось?
Для полного понимания и решения этой задачи необходимо изменить видение ситуации, навязанное условием. Исходное представление — вода есть в колодцах, вода отравлена, вода может служить противоядием, колодцы имеют номера.
Эту ситуацию необходимо прояснить, задав себе различные вопросы на понимание и анализ текста, даже не совсем обычные: как живут сами обитатели леса? Пьют ли они воду из колодцев или есть другая вода? Что означает тот факт, что одно и то же вещество может служить и ядом, и противоядием? Как способны повести себя Змей Горыныч, Иван-Дурак во время дуэли?
Поиск ответов на эти вопросы дает много возможностей, в том числе — сформулировать правильную версию...
http://zanimatika.ru/sam-sebe-pedagog/neobyichnyie-voprosyi.html
Успехов в решении этой интереснейшей задачи!
Л.Н. Алексеева, Л.В. Ассуирова "Способы работы с пониманием текста, его анализом и интерпретацией". М. 2007.