Организация работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения
Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.
Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает учащихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет.
Принципы работы:
- прививать стремление к приобретению знаний;
- поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.
Контроль развития познавательной деятельности:
- создание для ученика ситуации уверенности в своих знаниях;
- сотрудничество учителя и ученика;
- гарантирование ученику права на повышение оценки;
- поощрение ученика.
Опережающие задания:
- круглогодичные олимпиады;
- олимпиады муниципального уровня.
Памятка по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень способностей
- Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, профессиональная направленность).
- Организовывать индивидуальную работу на уроке:
• определить меру трудности задания;
• создать индивидуальный план работы на уроке;
• разработать систему продуктивных заданий.
- Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика.
- Консультировать родителей по вопросам:
• круга интересов учащихся; трудностей в учебе;
• индивидуальных особенностей.
- Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
- Устраивать представление итогов исследовательской работы учащихся
Практиковать:
1) учебные сообщения;
2) опережающие задания;
3) наблюдение над языковым материалом, включая наблюдения над языковыми явлениями;
4) разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала;
5) применение разноуровневых заданий, тестов;
6) участие в кружках, факультативах;
7) работу над проектами;
8) участие во Всероссийской олимпиаде школьников;
9) обязательное поощрение.
Методические рекомендации по организации внеклассной работы с одарёнными детьми
- Вовлекать учащихся во внеклассные и внешкольные культурно-массовые мероприятия с момента проявления таланта.
- Учить искусству общения, для чего предоставлять возможность самостоятельно разрабатывать и организовывать мероприятия, проводить их и быть ведущими и участниками.
- Давать общественные поручения в классе, в школе. Контролировать выполнение поручений, всячески помогать и создавать условия для развития таланта.
- Разрабатывать совместно с учащимися сценарии предметных праздников, КВНов, вечеров отдыха и других мероприятий, где ребята могут достойно проявить свои способности.
- Классным руководителям и учителям-предметникам вовлекать ребят для участия в конкурсах, предметных неделях, олимпиадах и др. мероприятиях, способствующих развитию таланта.
- Вовлекать учащихся в кружки эстетической и художественной направленности.
Памятка
классному руководителю по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности
1. Ознакомиться с данными психологического исследования:
· ведущий тип памяти;
· объём внимания;
· круг интересов;
· профессиональная направленность.
2. Консультации с учителями-предметниками по вопросам:
· успеваемости;
· уровня трудности заданий;
· индивидуальных способностей школьника.
3. Работа с родителями по развитию индивидуальных способностей детей.
4. Организация мониторинга качества усвоения отдельных предметов, исследовательской деятельности ученика.
5. Наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями на уроках, фиксация плотности деятельности, особенностей учебной работы.
6. Рекомендации по воспитанию и обучению:
· учителю-предметнику;
· учителю-исследователю;
· организатору внеклассной работы;
· администрации школы;
· родителям.